Ольга Сдвижкова (слева) отвечает за производство, а Нина Носкова — за всю работу предприятия.
Важность хлеба для русского человека отражена в десятках поговорок. Неслучайно в широком смысле под ним подразумевается не только продукт, выпекаемый из теста, но и пища вообще. Исходя из вышеизложенного, Добровский хлебозавод заслуживает повышенного внимания. О его работе — данный материал.
Немного о директоре
— С чего начинается производство? — с такого вопроса начал нашу беседу после того, как лично представился (до того общались исключительно по телефону).
— С определения ассортимента, — не задумываясь, ответила директор хлебозавода Нина Носкова.
А мне кажется, что с руководства: что толку от корабля без капитана.
Нина Владимировна возглавила предприятие около полугода назад. По нашим, добровским, консервативным, меркам, человек новый, к которому ещё нужно присмотреться. Любопытно было и мне: кто, откуда?
Нина Носкова из сельских — из Красной Дубравы Грязинского района. Родители — профессиональные пчеловоды, до выхода на пенсию трудились в местном хозяйстве.
С золотой медалью окончила школу. Решила продолжить обучение в Воронежской технологической академии.
— Признаться, — говорит, — до десятого класса не определилась с будущим — просто с удовольствием училась, все предметы нравились, всё было интересно. И вот как-то приехали воронежские родственники. От них и узнала об академии, о том, что есть такая профессия — инженер -технолог. Загорелась этой идеей.
Поступила без проблем и знаниями овладевала довольно легко и с удовольствием. Красный диплом — заслуженный итог обучения.
Начинала трудовую биографию в Грязях, устроившись в цех безалкогольных напитков. Доросла до заведующего производством. Пару лет работала на Грязинском пищевом комбинате. С 2000-го — в „Лимаке“. Была начальником отдела продаж, девять лет — директором Хлебозавода № 3.
— В какой-то момент почувствовала, что надо взять небольшую паузу. Немного передохнула, — рассказывает собеседница. — Видимо, кто-то порекомендовал мою кандидатуру Геннадию Владимировичу Калинину. Приехал, встретились, поговорили. Привёз меня в Доброе, познакомил с заводом и работниками, показал и столицу муниципалитета, и сам округ. Добровский край, люди, здесь живущие, понравились. А самое главное: увидела перспективу для реализации моих знаний и опыта.
Восемь десятков наименований
Столько сейчас в прайс-листе хлебозавода.
— Именно изучению ассортимента посвятила большую часть времени своих первых рабочих дней на новом месте, — отмечает Нина Владимировна. — В целом задел оказался весьма солидным — около тридцати наименований кондитерских изделий и полсотни хлебобулочных. Порадовало строгое соблюдение традиционных технологий, внимание к качеству продукции, уважение к потребителю. Непрерывно мониторим ситуацию, изучаем спрос. Стараемся оперативно реагировать. К примеру, сейчас больше спрашивают постную продукцию — больше и предлагаем. Конечно, будем проводить определённую ротацию: что-то заменим, что-то добавим.
Второй шаг успешной организации производства, по утверждению Носковой, — подбор сырья и ингредиентов. Мука, сахар, растительное масло и кондитерский маргарин, яйца, соль, дрожжи — всё это приходит на завод от проверенных поставщиков. Рынок этот подчиняется строгим законам. В том числе и негласным: один раз словчишь — навсегда потеряешь доверие. Поступления от новых поставщиков «тестируют» делают пробную выпечку, дегустируют. Не расслабляются и при приёмке: перед складированием перепроверяют документы, количество и качество.
— Пищевые добавки полностью соответствуют требованиям безопасности и используются по техрегламенту в прописанных дозировках, — подчёркивает директор. — Безвредны упаковки и этикетки.
Сладкое и просто вкусное
Важнейшая составляющая организации производства — технологический процесс. Тут всё под контролем специалиста с большим опытом, настоящего профессионала Ольги Николаевны Сдвижковой.
Основная нагрузка приходится на ночную смену. Таков удел пекарей во всём мире — свежая выпечка должна быть готова к утру.
В сутки завод выпускает около двух с половиной тонн разнообразной продукции. Пожалуй, стоит перечислить наиболее популярное.
Сладкое, как и принято, оставим на десерт. А начнём с хлеба.
Итак, „Слободской», „Гречишный», „Житный“, „Кукурузный“, „Деревенский», „Белый“ (два сорта), „Дачный», „Бабушкин», „Чиабата» и др.
То, что у нас называют булками: батоны — „Нарезной», „Хлевенский», „Отрубной», с луком, сдобный с изюмом. Булочки: „Веснушка», „Улитка», „Горчичная», „Оригинальная», „Плетёнка», „Ромашка», сдоба „Измалковская» и „Ленинградская», слойка „Датская». А ещё — багет с зеленью и сыром, батончик „Нежный» (с начинкой из творога и ягод), ватрушки, краюшки, плюшки, крендели, бублики, пироги и пирожки. И, конечно, так любимые многими наши особенные по вкусу, текстуре и аромату сухари — ванильные, горчичные, молочные, отрубные и другие.
Кондитерка здесь так называемая сухая — баранки, кексы, коржи, пряники, песочные пирожные, печенья. Срок годности у такой продукции длиннее по сравнению с теми же тортами, но предложение соизмеряют со спросом, потому и раскупается кондитерка быстро — всегда свежая.
Сотрудничество опыта и молодой энергии
На предприятии трудятся пять с половиной десятков человек. За последние полгода коллектив значительно обновился — почти на две трети.
— Брали перспективных, способных, желающих не просто отбывать рабочее время, а хорошо работать, — поясняет Нина Носкова. — Обучали на месте. Кто-то из уволившихся позднее вернулся. Сейчас у нас почти двадцать мастеров-пекарей и два кондитера, так же операторы газового оборудования, диспетчеры, работники бухгалтерии, завскладом, ремонтники, электрик, механик. В коллективе есть опытные, относительно возрастные работники, а есть и совсем ещё молодые. Не до конца решены кадровые проблемы с водителями, так как собираемся расширять географию: считаю, что замечательную продукцию До- бровского хлебозавода должны иметь возможность приобретать в первую очередь в Липецке, а так же и в Грязях. Можем и будем производить больше. В общем, нужны надёжные водители, которые будут осуществлять регулярную доставку.
На данный момент ведут ремонт административных и бытовых помещений, что, несомненно, улучшит условия труда. Раздевалки, душевые, туалеты — всё действует. Почасовая оплата дополняется премиями, в том числе и к профессиональным праздникам. Социальные гарантии прописаны в трудовом договоре. Выдаётся спецодежда и средства индивидуальной защиты.
Теория и практика
— Можно посмотреть на то, как рождается хлеб?— попросил руководителя.
— Можно, — отвечает. — Только необходимо переодеться.
В атмосферу цеха буквально погружаешься — как ныряешь в водоём: другие запахи, температура, звуки.
В огромных чанах на колёсах, отдыхая, подходит тесто, вдоволь накрутившись перед этим в столь же объёмных чашах мощных и неторопливых миксеров. Сегодня дневная смена у Любови Николаевны Суховой. Скоро уже четверть века как на производстве, пекарь-мастер четвёртого разряда.
Четверть века посвятила любимому делу Любовь Сухова.
На линии формовки недавно заменили делитель теста. Но по-прежнему без ловких и чутких рук не обойтись. Тарана Ахмедова быстро формирует „колобки» и укладывает их на стеллаж перед отправкой в расстоечный шкаф.
Тарана Ахмедова трудится с огоньком.
Аромат горячей свежайшей выпечки по-прежнему радует Валентину Шишлину.
А вот Валентина Шишлина уже выкатывает полную „этажерку» из печи — аромат головокружительный !
— Доля ручного труда у нас ещё значительная,— поясняет Нина Владимировна. — С одной стороны, это некоторый минус. Однако никакая автоматика, по крайней мере, на нынешний день, не сможет заменить человека — любящего и знающего своё дело. Столько тонкостей в профессии! Тесто ведь живое, его чувствовать надо. Даже от того, как положить в форму, многое зависит. И, возможно, тактильный контакт — наше стратегическое преимущество.
— Так тогда и пишите на упаковке: „Сделано от всей души и добрыми руками».
Признаться, я, как и многие мои знакомые, давний потребитель продукции Добровского хлебозавода. И в качестве заинтересован не только как представитель общественности, но и лично. О чём и сказал Нине Владимировне, прощаясь.
— Будем держать марку, — заверяет. — Хлеб и другая выпечка из Доброго — это уже бренд и мы постараемся сделать его ещё более узнаваемым и уважаемым.
Андрей МИХАЙЛОВ.
Фото автора.